Средневековые хроники свидетельствуют, что еще примерно тысячу лет назад племена ливов и других народностей, проживающих на территории современной Латвии, стояли перед выбором, какую ветвь христианства выбирать — западное католичество или православие. Вместе с немецкими торговцами в нижнем течении Двины (Даугавы) появились католические миссионеры и крестоносцы, которые силой стали обращать язычников в католичество. Их главной базой с начала XIII века стала Рига. Лишь после Северной войны 1700-1721 гг., когда Петр Великий отвоевал у шведов почти всю территорию современной Латвии, здесь стали появляться первые православные церкви, прихожанами которых поначалу были в основном русские — служащие администрации новой провинции Российской империи, офицеры, солдаты. Службы проходили главным образом в походных полковых церквях. Так началось возрождение православия на берегах Балтики.
В пресловутые годы правления Никиты Хрущева, называемые "оттепелью", по всему Советскому Союзу прошли погромы православных церквей и монастырей, многие из которых были полностью уничтожены. Не избежала этого разрушительного процесса и Латвия.
Около 10 лет назад произошло событие, чуть было не расколовшее верующих на две группы. Для одних канонизация семьи последнего русского императора Николая II стала символическим завершением советского периода в истории Церкви, важным шагом навстречу РПЦЗ, восстанавливала историческую справедливость и даровала православным христианам новых почитаемых святых. Для других прославление царской семьи почти превратилось в личную трагедию: святым был объявлен противоречивый политик, доведший страну до революции.
Когда мы читаем тексты, дошедшие до нас из древнего мира (например, Библию), мы, конечно, понимаем, что жизнь в те времена была не совсем такой, как сегодня. У людей тогда не было электричества, автомобилей, современной медицины. В жизни было куда меньше комфорта и больше опасностей. Но в целом ведь они жили точно так же, как и мы: любили и ненавидели, рожали и воспитывали детей, защищались от врагов, трудились ради благополучной жизни, иногда болели и в конце концов умирали. Отличались только внешние детали... Или не только они?
Как и Калининградская епархия, Клайпедское благочиние Виленской и Литовской епархии Русской Православной Церкви — сравнительно новое образование. Возглавляет его настоятель клайпедского храма св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Владимир Артамонов, побывавший в Калининграде на международном семинаре-конференции «Образ в слове и слово в образе». Она проводилась в рамках традиционных Рублевских образовательных чтений. Их зачинателем и бессменным организатором является Клайпедская основная школа им. Андрея Рублева, директором которой также является о. Владимир. На примере наших ближайших соседей интересно было узнать, чем живут православные в Литве, где основную массу верующих составляют католики.
В августе в Калининградской области был широко отмечен 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны (1914—1918 гг.). Не осталась в стороне от памятной даты и Калининградская епархия, священники которой принимали участие в различных мероприятиях в разных уголках нашей области, на сегодняшний момент единственной территории современной России, где проходили боевые действия той войны. Настоятель Свято-Духова храма г. Нестерова протоиерей Георгий Бирюков уже немало лет ведет серьезную краеведческую и поисковую работу, посвященную этой долгое время в силу определенных идеологических установок «забытой войне». Он восстанавливает историческую справедливость, извлекая из небытия имена воинов, погибших 100 лет назад за Отечество. Поэтому логично в юбилейный год именно с ним побеседовать о тех далеких героических страницах в истории нашего края.
В августе в Калининградской области широко отмечался 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны (1914—1918). Не осталась в стороне от памятной даты и Калининградская епархия, священники которой принимали участие в различных мероприятиях в разных уголках нашей области, на сегодняшний момент — единственной территории современной России, где проходили боевые действия той войны. Настоятель Свято-Духова храма г. Нестеров протоиерей Георгий Бирюков уже немало лет проводит серьезную краеведческую и поисковую работу, посвященную этой, долгое время в силу определенных идеологических установок «забытой войне». Восстанавливает историческую справедливость, извлекая из небытия имена воинов, погибших 100 лет назад за Отечество. Поэтому логично в юбилейный год именно с ним побеседовать о тех далеких героических страницах в истории нашего края. (Окончание. Начало в № 10 (127) октябрь 2014 г.)
В этом году исполняется 30 лет с того дня, как в Калининграде была зарегистрирована первая община православных христиан. Начался официальный отсчет пребывания в самой западной области России Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Но это вовсе не означает, что православных людей в этих краях до их официального признания не было вовсе. Данный очерк — попытка экскурса в историю начала, развития и укоренения православной веры на калининградской земле.