|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (5) август |
|
|
УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ
К литературе Премудрости в Ветхом Завете относятся семь книг: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклесиаста, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова (последние две не были включены в канон).
Литература Премудрости в Ветхом Завете
При назидательном характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия "учительных" указывает на то, что они написаны со специальной целью - научить, вразумить, показать, как следует мыслить об известном предмете, как следует его понимать.
Некоторые ученые считали, что учительные книги можно рассматривать как философские книги Ветхого Завета. Слово "премудрость" по-еврейски звучит как "хохма", по-гречески - (софия).
"Хохма" - в Ветхом Завете
Слово "хохма" в Ветхом Завете имеет несколько вариантов значения. Так, этим словом обозначается "ловкость воина (Исх. 10.13), искусство мастера (Исх. 28.3), умелость и способность администратора (Быт. 43.36-39; Втор. 1.3; 16.19) и т.д., т.е. всё то, что мы теперь обозначаем понятием компетентности или технического совершенства: Понятие "хохмы" включает в себя знание, в частности, в области природоведения: (3 Цар. 3.29-33). "Хохма" есть так же умение говорить притчами, тонкость ума и даже хитрость" (2 Цар. 14.2; Суд. 9.7-15; 3 Цар. 3.11-28). Термин "хохма" может означать также и то, что мы бы назвали политической расчетливостью (3 Цар. 2.6).
Однако такие значения свойственны ранним книгам Ветхого Завета. Более поздним книгам свойственно другое значение термина "хохма": отождествление Премудрости с "Ангелом Яхве", а в Новом Завете - с Сыном Божиим. Премудрость, таким образом, в Ветхом Завете имеет значение важнейшего свойства Божия, неотъемлемого от Него (Прит. 8.22-31; Сир. 24.3-21; Прем. 7.25-26).
Древневосточные традиции
Библейская учительная литература - вклад Израиля в "литературу мудрых" Древнего Ближнего Востока, уходящую своими корнями в глубокую древность. Древнейшие письменные произведения Египта и Месопотамии, относимые к "литературе мудрых", датируются XXVI - XXV вв. до Р.Х.
Но и этим древнейшим литературным памятникам предшествовали бесчисленные века, во время которых советы и наблюдения устно передавались из поколения в поколение. Таким образом, библейской учительной литературе, имеющей своё формальное начало в ХI-Х веках до Р.Х., предшествовала древняя традиция "литературы мудрых" Ближнего Востока. Отметим, что при этом "литература Премудрости" Ветхого Завета возвысила эту традицию идеями, связанными с монотеизмом, и поставила её на новую, высшую ступень развития.
Мудрецы в древнем Израиле
Как и их соседи, израильтяне с самого начала бытия своего народа (ХII в. до Р.Х.) имели мудрецов, известных своей премудростью, причём в их число входили как мужчины, так и женщины (Суд. 5,29; 2 Цар. 14.2-20). Так, известен мудрец Ахитофел, советник царя Давида (2 Цар. 16.23).
Общепризнанно, что царь Соломон и его преемники учреждали школы, построенные по образцу египетских школ, для подготовки управителей, писцов и других чиновников для целей централизованного управления.
Как напишет один из исследователей Библии: "Израильская монархия, как и все древние монархии, явилась объединительницей большого числа колен, кланов и семейств, которые она преобразовала в государство и в нацию...".
Кто мог стать мудрецом
Вполне вероятно, что мудрецами могли быть любые люди, в том числе пророки и священники. Так, пророк Иеремия (II Пар. 35.25) вознес плач по поводу смерти царя Иосии, а плач - это литературная форма, относимая обычно к псалмам. Писания многих пророков пронизаны приемами поучений (Амос 3.3-8, 6.12).
Так, например, пророки широко использовали жанр притчи. Для Ветхого Завета характерно, что притча может быть не только рассказана, но и сыграна. Так, пр. Иеремия надевает на себя деревянное ярмо - это наглядная притча о грядущем порабощении Иудеи вавилонянами (Иер. 27 гл.). Пр. Иезекииль разыгрывает из себя пленного переселенца, а пр. Исайя (Ис. 20 гл.) - нагого пленника: в одном случае это предвещает грядущую участь Иудеи, в другом - Египта. <Разыгранные> притчи похожи на театральную постановку, только ставится она не для развлечения, а для того, чтобы донести до людей весть от Бога.
Использование пророками приемов поучений указывает на то, что на самом деле разделение этих служений не было твердым. Некоторые исследователи говорят, что при Соломоне и вскоре после него премудрость в Израиле была сугубо секулярной, она выражалась в умении управлять людьми и строить свою жизнь.
Однако древнейшие псалмы, части книг Иова и Притчей, восходят ко временам даже до Соломона, причем в этих текстах уже очевидно влияние веры в единого Бога (Иов. 1-2 гл; 42.7-17).
Так, уже в книге Притчей Соломоновых, которая, вероятнее всего, уже была закончена во времена царя Езекии (716-687 гг. до Р.Х.), как об этом свидетельствует сама книга Притчей (25.1) и частое упоминание в ней царя и царской власти, говорится о том, что "начало мудрости - страх Господень" (1.7).
Праведность - непременное условие истинной мудрости: <в лукавую душу не войдёт премудрость, и не будет обитать в теле, порабощённом греху>. (Прем. 1, 4). |
Восток - дело тонкое...
Мудрецы Древнего Ближнего Востока с незапамятных времен сознавали и собирали мудрые изречения о жизни. Эти учителя использовали данные высказывания как нити, на которые они нанизывали поучения для своих учеников, и как указатели для тех, кто искал совета.
Одним из признаков великой личности была способность облечь мудрость в форму притчи или перехитрить врага умным высказыванием. В обязанности учителей входило предоставление советов людям, которые сталкивались с принятием трудных решений или которые нуждались в совете по поводу соответствующего образа действий.
Мудрецы также должны были исследовать жизненные вопросы и давать соответствующие заключения и замечания. Наиболее знаменательные примеры - книги Иова и Екклесиаста. Эти виды поучений-самое близкое приближение израильских мудрецов к тому, что греки называли "философией", хотя различия существенны.
В других странах Древнего Ближнего Востока учительная литература так и осталась почти полностью подчиненной своему практическому назначению, ибо там не было главного элемента, поднимающего мудрость на новую ступень развития, - веры в Единого Бога.
Премудрость Божья
Совершенно противоположное явление мы наблюдали в Израиле, где все стороны жизни государства и отдельного человека были проникнуты присутствием Божием. Благодаря этому, израильтяне сумели возвысить премудрость из земной в небесную, неземную, подготовив, таким образом, пришествие Премудрости Божией - Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.
В Израиле этот распространенный на Древнем Ближнем Востоке род умственной деятельности приобретает новое измерение. Ценности житейского опыта, жизненные ситуации и обстоятельства в Израиле приобретают качество как нечто большее, чем имеющие утилитарное или интеллектуальное значение.
"Выше мудрости всех сынов востока..."
Соломон был первым человеком, просившим у Бога не богатства и славы, а мудрости (3 Цар. 3.9). Его мудрость была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян" (3 Цар. 4.30). Таким образом, уже великий царь Соломон превзошел мудрецов Древнего Ближнего Востока с помощью божественного откровения.
С течением времени Соломон становится символом мудреца, почему многие дидактические книги Ветхого Завета связываются с его именем. Уже Соломон сказал: "начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум" (Притч. 9.10). Таким образом, человеческие мысли и поиски, направленные на достижение земного успеха, нельзя назвать мудрыми, если они не имеют основания в страхе Божием (под "страхом Божьим" в Библии понимается особенное, благоговейное и даже трепетное отношение человека к Богу - прим. Ред.).
Без страха Божиего и послушания Богу мудрость обречена на поражение из-за гордости и самонадеянности, да и, кроме того, человеческим потребностям наилучшим образом соответствует установленный Богом миропорядок, и стремление человека к достижению для себя пользы лучше всего удовлетворяется его сознательным участием в этом миропорядке.
Далее происходит развитие письменности мудрых, составляется при царе Езекии книга Притчей (25.1), до 600 г. до Р.Х. составляется книга Иова.
Мудрецы настолько развивают культ Премудрости с помощью Богооткровенной религии, что происходит олицетворение ее - для Израиля она есть то проявление Бога, та сторона Его сущности, которая обращена к миру. Премудрость Сама творит мир, а не только является первообразом творения (Прит. 8.22-31).
Книги - Екклесиаст, Песнь Песней, Псалтирь, - собраны были уже после Вавилонского плена. Самые последние учительные книги были написаны во II-I вв. до Р.Х. - книга Премудрости Иисуса сына Сирахова и книга Премудрости Соломона.
Поэтичность Библии
При исследовании учительных книг Ветхого Завета необходимо отметить, что в них очень большое количество текста представлено в поэтической форме. Некоторые переводы выделяют его особым расположением строк. "Понятие об основных принципах еврейской поэзии необходимо для толкования некоторых мест (Библии).
Язык поэзии обычно очень сжат. Используются словесные образы для передачи более широких понятий, эмоциональные обороты вместо умозаключений: Поэтому необходимо знать, по крайней мере, что такое еврейская поэзия и как распознавать ее".
Уроки истории
В заключение краткого обзора учительных книг Ветхого Завета следует отметить, что в каждой из этих книг автором исследуются вопросы, свойственные его конкретной исторической эпохе, что вполне естественно для литературы, создававшейся в течение тысячи лет, от времен ранее Соломона (XI в. до Р.Х.) до эллинистической эпохи, представленной книгой Премудрости Иисуса сына Сирахова (190-180 гг. до Р.Х.) и книгой Премудрости Соломона (I половина I в. до Р.Х.).
Но несмотря ни на что, от легендарных времен царя Соломона, царя писцов и мудрецов, и до эпохи эллинизма, породившей эпилог "учительной" литературы, неизменной традицией остается нерасторжимое единство "священного мировоззрения", предполагающего, что праведность - непременное условие истинной мудрости: <в лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху>. (Прем 1.4).
Олег Георгиевич Ребизов
|