|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (128) ноябрь |
|
|
ВОЙНА, ИЗМЕНИВШАЯ ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ
В августе в Калининградской области широко отмечался 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны (1914—1918). Не осталась в стороне от памятной даты и Калининградская епархия, священники которой принимали участие в различных мероприятиях в разных уголках нашей области, на сегодняшний момент — единственной территории современной России, где проходили боевые действия той войны. Настоятель Свято-Духова храма г. Нестеров протоиерей Георгий Бирюков уже немало лет проводит серьезную краеведческую и поисковую работу, посвященную этой, долгое время в силу определенных идеологических установок «забытой войне». Восстанавливает историческую справедливость, извлекая из небытия имена воинов, погибших 100 лет назад за Отечество. Поэтому логично в юбилейный год именно с ним побеседовать о тех далеких героических страницах в истории нашего края. (Окончание. Начало в № 10 (127) октябрь 2014 г.)
В память павших за Отечество
— Отец Георгий, вы часто бываете на мемориале у поселка Совхозное (ранее Маттишкемен), расположенном у места, где проходило Гумбиннен-Гольдапское сражение. Здесь покоятся несколько сотен русских солдат, вы проводите там заупокойные богослужения. В создании этого мемориала вы тоже принимали участие?
— К созданию мемориала в Совхозном я отношения не имею. Он был создан в 1920-е годы местными германскими властями. Сохранился в первоначальном виде потому, что Калининградский облисполком еще в 1957 году включил мемориал в список памятников истории, подлежащих государственной охране. Хотя, следует отметить, мемориал давно не ремонтировался. И здесь та информация, которую я размещал в электронных и печатных СМИ, могла сыграть свою роль. Также и то, что наши ежегодные крестные ходы на Гумбинненское поле привлекали внимание и общественности, и властей. Как бы то ни было, сегодня происходит масштабная реконструкция этого мемориала, в составлении проекта которой я также принимал участие.
— Осталось много других могил, часто безымянных. Вы вместе с другими поисковыми организациями стараетесь приводить их в порядок, по возможности возвращаете имена погибших героев. Много делают здесь православные скауты отряда «Ятвягия», которых уже несколько лет вы духовно окормляете.
— Да, в последние годы две организации — скаутская организация «Ятвягия» и казаки хутора имени Козьмы Крючкова Семиреченского казачьего войска — проводят большую работу по поиску заброшенных воинских захоронений. Найденные захоронения по возможности благоустраиваются, очищаются от мусора, упавших деревьев и кустарника. На могилах русских воинов устанавливаются православные кресты и мемориальные плиты. Например, неподалеку от поселка Краснолесье скауты «Ятвягии» благоустроили братскую могилу, в которой похоронены шесть русских воинов. Сегодня она покрыта тротуарной плиткой, установлены кресты, мемориальная плита. Сохранена и старая надгробная плита, еще немецкого времени. А ведь место было запущенное, заросшее кустарником. Сама могила была вскрыта черными копателями, а кости погребенных разбросаны. Сегодня — полный порядок.
— В рамках конкурса «Православная инициатива» под вашей редакцией был выпущен набор открыток «По следам Первой мировой войны. Воинские захоронения Нестеровщины». Как долго пришлось собирать материал и что еще в планах выпустить по военной тематике, прежде всего связанной с Первой мировой войной?
— В прошлом году «Ятвягия» напечатала неплохим тиражом набор открыток, но не только. Была создана и напечатана тиражом 1000 экземпляров карта туристических маршрутов по местам боев Первой мировой войны, и брошюра о воинских захоронениях Нестеровщины. Материал для них собирался несколько лет. В планах — продолжение такой деятельности. Материал для новых изданий уже собран. Но выпуск будет зависеть от наличия средств.
— В поселке Краснолесье Нестеровского района началось строительство часовни Святого Великомученика Георгия Победоносца. Часовня будет служить храмом-памятником русским воинам, павшим в Гумбиннен-Гольдапском сражении 20 августа 1914 года. Несколько слов об этом храме-памятнике.
— Сражение развернулось на фронте около 60 километров, и в окрестностях Краснолесья был его южный фланг, где во встречном бою столкнулись русский 4-й армейский корпус и германский 1-й резервный корпус. В самом Краснолесье еще 19 августа расположился русский 160-й пехотный Абхазский полк. Отсюда он 20 августа и выступил в бой. Полковая церковь была посвящена святому Георгию Победоносцу. Поэтому и часовню, строящуюся в память о русских воинах, было решено назвать в честь святого Георгия. Это символизирует историческую преемственность.
— Какую еще работу по восстановлению памяти о героях Первой мировой войны проводит приход Свято-Духова храма г. Нестерова, настоятелем которого вы являетесь? Кто вам в этом помогает?
— Постоянно говорить только об одном приходе будет нескромно. Сегодня довольно много людей и организаций ведут работу по восстановлению памяти о героях Первой Мировой войны. Например, руководитель Калининградского регионального отделения ВООПиК Михаил Валерьевич Черенков организовал группу добровольцев «Последние герои империи», которая регулярно выезжает на восток Калининградской области для проведения работ по благоустройству воинских захоронений периода Первой мировой войны. Два года назад он первым организовал проведение фестиваля-реконструкции «Гумбинненский прорыв» и сегодня работает в оргкомитете фестиваля, который проходит в августе и становится уже традиционным. Есть и другие соработники.
Явление Божией Матери под Августовым
— Одним из малоизвестных до сих пор событий начала Первой мировой войны, хотя она сама в силу идеологических причин так и называлась: «забытая война», было явление на небе образа Пресвятой Богородицы, что было потом отражено в написании Августовской иконы Божией Матери. Хотя в некоторых источниках эту икону называют Мариампольской. В чем причина разночтений? Расскажите подробней об этой святыне.
— В ночь на 14 сентября 1914 года русским воинам в шести километрах к востоку от Мариамполя явилась Сама Божия Матерь. В память об этом событии и писались многочисленные иконы, получившие названия «Августовская икона», «Знамение Августовской победы», «Августовская свеча», «Помощь на войне»…
Город Августов находится на значительном расстоянии от Мариамполя. Сегодня эти города даже входят в состав разных государств: Мариамполе — в Литве, а Августов — в Польше.
Проблема в несоответствии названия иконы месту явления Божией Матери была вызвана публикацией в либерально-масонской газете «Биржевые ведомости». В этой газете была опубликована первая заметка о чуде, но место явления не указано. Зато была четко указана связь между явлением Божией Матери и последующей победы в Августовском сражении. Победы, кстати, в Августовском сражении не было. Да, с большими потерями была отбита у врага какая-то территория, но реального стратегического успеха при этом добилась германская армия: очень малыми силами немцы связали весь Северо-Западный фронт, не позволив перебросить его корпуса на левый берег Вислы, где наступающая германская армия дошла до Варшавы и Ивангорода. Но это понятно сегодня, а тогда либерально-масонская пресса трубила о великой победе генерала Рузского в Августовском сражении. И этой прессе верили.
Масонами велась большая игра по продвижению к высшим военным должностям своих людей, в данном случае генерала Рузского, только что назначенного командующим Северо-Западным фронтом. Нужно было создать ему имидж в глазах государя императора Николая II, очень верующего человека. Поэтому и была организована публикации в «Биржевых ведомостях», где сообщалось о чуде. Организовал ее генерал-квартирмейстер фронта Михаил Бонч-Бруевич, младший брат которого, Владимир, был ближайшим сподвижником Ленина и виднейшим специалистом своего времени по религиозной психологии сект и больших масс верующих людей.
При этом нужно помнить: чудо явление Божией Матери реально произошло. Случилось это в ночь на 14 сентября (по новому стилю) в шести километрах к востоку от Мариамполя. Михаил Бонч-Бруевич узнал об этом при инспекции состояния частей армии Ренненкампфа, отошедших из Восточной Пруссии. Он и организовал публикацию в «Биржевых ведомостях» с искусственной привязкой к Августовскому сражению. После подтверждения специальной комиссией действительности события явления Божией Матери под Мариамполем доверие государя к Рузскому стало неограниченным: этому военачальнику Сама Божия Матерь помогает!
Царь доверял Рузскому до конца и именно в его ставку направил в феврале 1917 года. Именно Рузский и предал царя, арестовав его. Сегодня, в годовщину 100-летия начала Первой мировой войны, мы серьезно осмысливаем ее причины. Через три года будет 100-летие февральской революции — очень хороший повод выяснить наконец ее тайные механизмы.
— По указу Императора Николая Второго были большим тиражом напечатаны листовки с изображением этой иконы. Сохранилась ли хоть одна из них или все после Октябрьской революции были уничтожены?
— На самом деле императорского указа не было. При распространении в СМИ известия о чуде некоторые издатели начали сопровождать текст иллюстрациями. Так, уже в ноябре 1914 года в журнале «Нива» появился рисунок киевского иконописца и художника Ивана Ижакевича «Знамение Августовской победы», ставший прообразом для написания многих Августовских икон. Печатались не только листовки и открытки… Были написаны сотни икон. Это первоначально был порыв народного благочестия, не успевший еще получить благословения священноначалия. Иконописный образ оказался очень актуальным. Под изображением стоящей на облаке Божией Матери писались изображения молящихся воинов.
Здесь можно провести аналогию с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. На Украине в XVI—XVIII веках допускалось написать под образом Матери Божией изображения вполне реальных людей: какой-нибудь гетман или просто богатый православный человек заказывал иконописцу икону, на которой просил изобразить под покровом Божией Матери себя, свою семью. Без нимбов, конечно, не как святых. А потом они молились Божией Матери, чтобы Она хранила их своим омофором.
В случае с Августовской иконой произошло то же самое. Например, отмечены случаи, когда казачьи станицы на Дону заказывали список Августовской иконы, на которой писали имена казаков, призванных из станицы на войну. И под изображением Божией Матери писались несколько фигур воинов в казачьей форме. Все просто и понятно. Люди молились перед этими образами о защите на войне тех, чьи имена написаны на иконе.
Повторю, что случай с появлением Августовских икон не совпадает с прославлением других икон Божией Матери: Казанской, Владимирской, Тихвинской… В тех случаях чудо происходило от конкретной иконы, уже существовавшей долгое время, которая была прославлена после совершенного чуда. Например, известна одна конкретная икона Курская-Коренная. С нее, конечно, сделаны теперь многочисленные списки. Августовские иконы писались сразу в большом количестве по образцам, напечатанным в иллюстрированных журналах, в листовках, на открытках. Десятки этих икон сохранились и находятся в разных храмах и монастырях. Например, в Москве, в храме Христа Спасителя, тоже есть Августовская икона дореволюционного письма.
Под градом пуль: священники на войне
— В каждом полку русской армии в ту войну были войсковые священники, духовно окормлявшие воинов перед боем, служившие панихиды по погибшим и т.д. Есть ли какие-то данные, сколько их было, как проходили службы в походных условиях?
— Данные, конечно, есть. Сегодня существуют исторические исследования на эту тему. В каждом пехотном и кавалерийском полку был священник, в каждой артиллерийской бригаде. Кроме того, в госпиталях, в тыловых учреждениях, при штабах фронтов, в ставке…
Обязанности полкового священника можно было сформулировать так: в назначенное военным командованием время совершать богослужения в воскресные и праздничные дни; по согласованию с полковым начальством готовить военнослужащих к исповеди и причастию святых Христовых Тайн; совершать таинства и церковные обряды для военнослужащих; наставлять военнослужащих в истинах православной веры; вести беседы и чтения; исправлять нравственные недостатки военнослужащих; утешать больных в лазаретах; погребать усопших; преподавать солдатам Закон Божий, охранять их от «вредных учений» и отпадения от православной веры. Естественно, полковой священник был обязан усердно внушать военнослужащим любовь к вере, государю и Отечеству и утверждать в повиновении к властям. Помимо вышеназванных обязанностей полковой священник должен был помогать врачу в перевязывании ран; заведовать выносом с поля боя убитых и раненых; извещать родных о смерти воинов; организовывать в частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов; заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ; устраивать походные библиотеки. За время Первой мировой войны через эти должности прошло около пяти тысяч священников. Они делили с солдатами и офицерами все тяготы воинской службы. Несколько десятков священников погибли, были ранены, оказались в плену.
— Кто-то из священников ведь и подвиги совершал на поле боя. Известны такие случаи?
— Да, известны. Орден Святого Георгия даром не дается. Одиннадцать полковых священников были награждены в Первую мировую войну этим орденом. Работу военного духовенства на фронтах этой войны можно в какой-то степени оценить по количеству полученных священниками наград. До марта 1917 года военные священники получили орденов святой Анны 1-ой степени с мечами и без мечей — около 10; 2-ой степени с мечами и без мечей — более 500; 3-ей степени с мечами и без мечей — более 800; святого Владимира 3-ей степени с мечами и без мечей — более 40; 4-ой степени — около 250. Золотым наперсным крестом на георгиевской ленте было награждено 244 священника. Давали их, понятно, не просто за добросовестное исполнение своих прямых обязанностей, а за подвиги.
Можно привести такой пример: игумен Нестор (Анисимов), приехав перед самой войной в Москву с Камчатки по делам своего Камчатского Братства, добровольно поехал на фронт в составе санитарного отряда. Затем он стал военным священником в лейб-гвардии Драгунском полку. Во время боев в Восточной Пруссии неоднократно бывал с полком в конной атаке, вывозя непосредственно с поля боя раненых. Однажды и ему пришлось спасать полковой штандарт. За спасение штандарта был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В своих воспоминаниях он писал: «...Неоднократно случалось смотреть в глаза смерти под градом пуль, среди рвущихся... снарядов и фугасов, утешать напутственной молитвой умирающих воинов-страстотерпцев, а раненым облегчать страдания оперативной медицинской помощью. Любовь к ближнему и к Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью. С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю. Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнем перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке». Кроме наперсного креста на Георгиевской ленте игумен Нестор был награжден за участие в Первой мировой войне орденами Святой Анны 3-ей и 2-ой степеней, Святого Владимира 4-ой степени.
Поддерживали духовные силы пленных
— К сожалению, наступление в Восточной Пруссии летом—осенью 1914 года закончилось трагически. О причинах поражения написано довольно много. Меня интересует другой вопрос: как духовно окормлялись военнопленные православной веры, которых, естественно, было немало?
— В годы Первой мировой войны в плену побывало не менее 104 православных священнослужителей. Они и в плену продолжали выполнять свои пастырские обязанности, иногда при довольно драматических обстоятельствах. Так, священник 3-го пехотного Нарвского полка 1-ой пехотной дивизии отец Феодор Скальский был взят в плен 15 (28) августа в городе Гогенштейн в Восточной Пруссии. В русский лазарет, где отец Феодор оказывал раненым пастырскую помощь, ворвались немецкие солдаты и сделали по присутствующим два залпа. Несколько человек были убиты и повторно ранены. Оставшимся в живых было приказано встать на колени, подняв руки. На следующий день германский лейтенант обыскал отца Феодора и приказал вывести священника на опушку леса, где тот был привязан к дереву. Пленному пастырю было объявлено, что его расстреляют как шпиона. Тогда отец Феодор попросил разрешения приготовиться к смерти. После того, как его отвязали, он достал молитвослов и стал читать отходные молитвы по самому себе. К этому моменту собралась толпа любопытных местных жителей, пришедших смотреть на казнь «шпиона». После приобщения Святыми Дарами отец Феодор снова был привязан к дереву, а позади него солдаты начали рыть могилу. Но внезапно приехал тот самый лейтенант, обыскивавший его ранее, и отвез пастыря обратно в Гогенштейн. Там ему объяснили, что произошла ошибка и что по найденным при обыске письмам установлено, что отец Феодор действительно священник, а не шпион. После этого он был отправлен в лагерь для военнопленных.
Оказавшись в плену, священники никаких богослужебных предметов и книг обычно не имели. Но на груди у каждого висела дарохранительница, а с собой обязательно был требник. Поэтому в лагерях для военнопленных православные священники по возможности организовывали богослужения для солдат и офицеров, поддерживая в них духовные силы.
Немцы содержали пленных офицеров и солдат отдельно. Священников обычно определяли в лагеря для офицеров, но они могли по собственному желанию отправиться в солдатский лагерь. Так, священник 30-го пехотного Полтавского полка 8-ой пехотной дивизии 15-го армейского корпуса о. Иоанн Казарин попал в плен при разгроме армии Самсонова в Восточной Пруссии. Он не пожелал отделяться от солдат и был отправлен в солдатский лагерь. Отцу Иоанну удалось переправить несколько писем в Россию, из которых на родине узнали о тяжелом положении военнопленных в лагерях. На его имя стали присылать помощь, в том числе и церковные облачения, богослужебные книги и книги для библиотек. По инициативе о. Иоанна в лагере с помощью перочинного ножа и лобзика был устроен иконостас. Так появился своеобразный лагерный храм.
Восстановление исторической справедливости
— Первую мировую войну, развязанную германским милитаризмом при поддержке австро-венгерских и турецких союзников, можно однозначно назвать очередным «Натиском на Восток» — Drang nach Osten. В одной из своих книг вы обстоятельно доказали что на этих землях первыми были православные просветители язычников-пруссов. Бывал здесь даже св. князь Владимир, сюда он в начале XI века посылал с миссионерским заданием монаха Бруно, почитаемого за святого Католической Церковью. Со времен завоевания этих земель тевтонскими псами-рыцарями все следы Православия последовательно искоренялись. С присоединением после Второй мировой войны части Восточной Пруссии к СССР, а потом, соответственно, к России, с укоренением здесь в последние годы Православия можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?
— «Натиск на Восток» был только частью германского плана Первой мировой войны, но частью, конечно, важной. Да, Православие в древности было распространено в Европе гораздо западнее, чем ныне принято считать. Православными были поляки, чехи, моравы… Следы Православия можно найти даже в Скандинавии. Адам Бременский в третьей книге своего труда «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» сообщил, что при шведском короле Эмунде (1050—1060) был архиепископ-схизматик Осмунд. Свое назначение он получил «у некоего епископа Полании». При Осмунде латинские миссионеры в Швецию не допускались. Адам Бременский, католик по вере, горько сетовал, «что совсем недавно обращенных варваров уже развратила испорченная ветвь нашей веры». Следы Православия можно найти и в древней Пруссии — например, в языке пруссов. Многие прусские слова, касающиеся духовной жизни, имеют явное церковнославянское происхождение. Православие в Прибалтике было уничтожено крестоносцами «огнем и мечом». Поэтому распространение в последние десятилетия православной веры на этой земле можно считать восстановлением исторической справедливости.
Беседовал Дмитрий Осипов
|