|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (30) сентябрь |
|
|
ТРАГЕДИЯ ИУДЫ
Спустя 2000 лет с того момента, как Господь был распят за нас, людской род переживал огромное количество потрясений, взлетов и падений, менялись политические концепции и взгляды, приходили новые религии и уходили старые. Так и Церковь, подобно живому организму, тоже претерпевала изменения, но с уверенностью можно сказать, что на протяжении всего этого времени образ Христа всегда притягивал взгляды многих людей нашего мира. И было бы огромной ошибкой, говоря о Спасителе, оставить в тени другой образ - Иуды Искариота.
Как это было?
Собственно днем предательства Иисуса можно назвать тот день, когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного. Для сведения: Вифания - небольшое селение на восточном склоне Елеонской горы.
Симон, хозяин дома, уже не был болен проказою, иначе в его доме не могло быть столько гостей, так как иудаизм в законе Моисеевом находит запрет иметь какое-либо сношение с страдающими от проказы (Лев 13). Следовательно, можно предположить, что Симон был исцелен Самим Христом, после чего между ними установились добрые отношения.
После того, как пришла женщина и возлила на голову Иисуса драгоценное миро, "один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его" (Мф 26:6-16) Спустя некоторое время после того как Иуда ушел из дома, Иисус прибыл в Гефсиманию и, молившись там, говорил: "Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня". (Мф 26: 45-46).
Взятие Иисуса под стражу
По св. Иоанну Богослову, Иуда привел целую спиру, то есть часть легиона, называемую когортой и состоящую из множества человек с тысяченачальником во главе, о котором особо упоминается в 12-м стихе, а также служителей от первосвященников и фарисеев. Хотя было полнолуние, толпа эта пришла с фонарями и факелами, предполагая, что Иисус может укрыться в потаенных местах сада.
Воины были вооружены мечами, а слуги - дрекольями. По-видимому, они ожидали возможности серьезного сопротивления.
Первосвященники, боясь народного возмущения, дали Иуде приказ взять Иисуса осторожно. Отряду, видимо, не было сказано, Кого он должен привести: было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: "Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно" (Мк 14:44).
"Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого" |
Можно предположить, что Иуда намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием - поцеловать Его, а затем отойти к апостолам и таким образом скрыть свое предательство. Но это ему не удалось. Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: "Равви, равви:", то Иисус кротко спросил его: "Друг, для чего ты пришел?" Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: "Радуйся, Равви", - и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что тот не смог скрыть своего предательства, Господь сказал: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?"
Между тем стража приблизилась, и, как повествует св. Иоанн, дополняя первых Евангелистов, Господь спросил: "Кого ищете?" С отрядом были, конечно, старейшины иудейские, которые знали, за Кем отряд послан; они-то и отвечали: "Иисуса Назарея:" "Это Я", - громко отвечал Господь.
Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса хитростью, осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него вступиться. И вдруг Он открыто, как бы ничего не боясь, говорит: "Это Я!" По мнению некоторых толкователей, эти слова Христовы заключали в себе потрясающую силу. И неожиданность такого ответа, и сила духа, проявленная в нем, произвели на пришедших необыкновенное действие: они отступили назад и пали на землю. Когда они немного оправились от потрясения, Господь вторично спросил их: "Кого ищете?", и они снова отвечали: "Иисуса Назарея". Господь говорит им тогда: "Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут".
Трогательна эта забота Господа о Своих учениках. Св. Иоанн Богослов поясняет при этом, что должны были сбыться слова первосвященнической молитвы Его: "Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". И стража действительно оставила апостолов и приступила к Иисусу, чтобы взять Его. Сами апостолы, как мы видим это из писания, были не в силах дать отпор или вообще оказать сопротивление солдатам.
Гибель Иуды
"Возвратил тридцать сребреников" - то, что еще недавно казалось для него таким заманчивым, теперь, когда заговорила совесть, показалось для Иуды отвратительным. Таков и всякий грех вообще. Ему надо было бы не сребреники повергать перед первосвященниками, а самому повергнуться перед Господом Иисусом Христом, умоляя Его о прощении своего греха, и тогда он, конечно, был бы прощен. Но он думает без помощи свыше, одними своими силами как-то поправить сделанное: возвращает сребреники, свидетельствуя при этом: "Согрешил, предав кровь неповинную".
Это свидетельство, по словам св. Златоуста, умножает вину и его и их, первосвященников: "Его - потому, что он не раскаялся, или раскаялся, но уже поздно, и сам произнес осуждение для себя, ибо сам исповедал, что предал Господа напрасно; их вину умножает потому, что они, тогда как могли раскаяться и переменить свои мысли, не раскаялись".
Бессердечно, холодно и насмешливо отнеслись они к Иуде: "Что нам до того? Смотри сам". Это указывает на их крайнее нравственное огрубение. "И, бросив сребреники в храме, он вышел: пошел и удавился". Не взятые из его рук деньги он бросил в храме, думая, может быть, этим успокоить мучения совести, но напрасно: мучения эти довели его до такого отчаяния, что он пошел и повесился, после чего, вероятно, упал с той высоты, на которой висел, так как ап. Петр в кн. Деяний (1:18) свидетельствует: "Когда низринулся, рассеклось чрево его и выпали все внутренности его".
Вот как пишет о его смерти известный писатель XX в. Леонид Андреев: "Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом; и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне - точно и городу и пустыне хотел показать Иуду. Но, куда бы ни поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль. Не быстрее, не тише, но вместе с временем шла она, весть о смерти Иуды, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все - добрые и злые - одинаково предадут проклятию позорную память его; и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель".
Причины предательства
Сейчас, конечно, трудно говорить о тех чувствах, которые испытывал Иуда в момент предательства, и о движущих им факторах. Однако стоит указать на множественность точек зрения в этом вопросе.
Первая, наиболее невероятная, излагается в рассказе Л. Андреева, уже упоминавшемся ранее. Якобы Иуда так сильно любил Спасителя, что предал его на смерть, не желая, чтобы любовь Иисуса досталась кому-то другому. Об этой версии хорошо писал ныне покойный отец Александр Мень. По его словам, этот рассказ про Иуду Искариота есть не что иное, как игра в Достоевского, но более упрощенная и топорная. Ни для кого не секрет, что Андреев жил позже Федора Михайловича, отсюда влияние его творчества налицо. И такой теории придерживались почти все писатели Серебряного века.
Вторая версия - Иуда предал Спасителя по чисто материальным соображениям. Вполне может быть, ведь, как повествует нам евангелист Иоанн, Иуда был вор, а следовательно, человек сребролюбивый и, значит, способный пойти на все ради денег. Если оценивать Иуду с позиции второй точки зрения, то можно сказать, что грех очень глубоко вошел в его жизнь и в его душу и привел Иуду к предательству. Вопрос: знал ли Иуда, что Иисуса неминуемо ждет смертная казнь? Лично для меня он остается без ответа. Возможно, конечно, Иуда не ожидал смертного приговора для Иисуса или вообще, ослепленный сребролюбием, не думал о последствиях, к которым приведет его предательство.
"Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" |
Когда же его Учитель был осужден, в нем, уже насытившемся обладанием сребрениками, вдруг проснулась совесть, пред ним предстал весь ужас его безумного поступка. Он раскаялся, но, к несчастью для него, это раскаяние было соединено в нем с отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без всякой надежды на исправление, потому оно бесплодно, бесполезно, потому и довело Иуду до самоубийства.
Из незнания Иуды можно вывести и третью, последнюю теорию: Иуда совершил ошибку. Вполне может быть, что Иуда, как не самый просвещенный еврей в Израиле, не знал и даже не мог предположить, что Мессия, которого все так ждали, придет не в образе вождя, военно-политического лидера, а в образе страдальца проповедника, в образе искупительной жертвы, которая будет предана за таких, как он. Тем самым, позвав армию и пойдя на преступный сговор с первосвященником, он хотел подтолкнуть своего предполагаемого вождя народа Израиля к более решительным действиям. Скорее всего, он рассчитывал на восстание, которое Иисус начнет, не пожелав поддаться страже.
Евангельские уроки
Безусловно, каждый христианин призван научиться правильной духовной жизни со страниц Священного Писания, особенно внимательно вчитываясь в содержание Нового Завета. И также, безусловно, христианам нельзя никого осуждать. Но как же тогда быть? Какие нравственные уроки мы можем извлечь из личной трагедии Иуды, предавшего Христа?
Конечно, речь должна идти не только о том, что плохо предавать Господа, как и вообще предательство - не объект для подражания: это понятно. Нужно взглянуть на Евангельские события более глубоко: Почему падшие мытари и блудницы шли за Господом, а ближайший ученик (и это сравнимо с современным положением многих христиан) оставил Его?
Ответ на эти и подобные вопросы можно найти в святоотеческом наследии, ярчайшим представителем которого является святитель Иоанн Златоуст, который писал: "Итак, не отчаивайся, взирая на блудницу; и не будь самонадеян, взирая на Иуду. То и другое гибельно, и самонадеянность и отчаяние; самонадеянность стоящего заставляет падать, а отчаяние лежащему не позволяет встать. Поэтому и апостол Павел увещевал так: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор 10: 12)".
До встречи на страницах газеты "Спас".
Никита Порошенко
|