Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№7 (40) июль

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

 

ПРАВОСЛАВИЕ В ЛАТВИИ

 

Средневековые хроники свидетельствуют, что еще примерно тысячу лет назад племена ливов и других народностей, проживающих на территории современной Латвии, стояли перед выбором, какую ветвь христианства выбирать — западное католичество или православие. Вместе с немецкими торговцами в нижнем течении Двины (Даугавы) появились католические миссионеры и крестоносцы, которые силой стали обращать язычников в католичество. Их главной базой с начала XIII века стала Рига. Лишь после Северной войны 1700-1721 гг., когда Петр Великий отвоевал у шведов почти всю территорию современной Латвии, здесь стали появляться первые православные церкви, прихожанами которых поначалу были в основном русские — служащие администрации новой провинции Российской империи, офицеры, солдаты. Службы проходили главным образом в походных полковых церквях. Так началось возрождение православия на берегах Балтики.

 

Рижский кафедральный собор в начале XX  векаИз глубины веков
Историкам неизвестно ни одного достоверного случая насильственного насаждения православной веры в этих краях. Этим православие в корне отличается от католической, а затем лютеранской ветвей христианства, долгое время господствовавших в Латвии.
Первая православная церковь во имя свт. Николая, покровителя плавающих и путешествующих, была построена на правом берегу устья Двины. Уже к началу XI века действовали духовные православные центры — Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), Венден (Цесис) и другие. Рыцари Ордена меченосцев не могли с этим смириться и методично их уничтожали. После развала Ордена пре-следование православных продолжалось шведами, поляками, иезуитами. В XVI веке началось повсеместное насаждение униатства как переходной ступени обращения оставшихся православных приходов в католиче-ские.
Некоторое ослабление такой политики наступило в середине XVII века в связи с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екоб способствовал расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежавших от преследований по религиозному признаку. Однако шведы, захватив Курляндию и пленив самого герцога, возобновили репрессии против православных христиан.
Отношение к православию стало несколько меняться к лучшему после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. В устье Двины к тому времени не осталось ни одного православного храма.
Возрождение
В Риге и других городах победители не стали разрушать храмы, принадлежащие другим конфессиям, а начали строить новые православные храмы, постоянно натыкаясь на скрытое, а кое-где и явное сопротивление местного населения, в основном немецкого. Для самостоятельного управления церквами Прибалтийских губерний в 30-х годах XIX века было учреждено викарианство, территориально отнесенное к Псковской епархии. Первым викарием был назначен высокообразованный, владеющий несколькими иностранными языками епископ Иринарх. Первое богослужение он совершил 8 ноября 1836 года в Петропавлов-ской церкви, которая с того момента начала именоваться собором.
Местное латышское население стало стихийно переходить в православие.

Местное латышское население стало стихийно переходить в православие
Этот процесс вскоре принял массовый характер, что вызвало крайне негативную реакцию местной немецкой бюрократии, которая все еще располагала серьезной властью. Началась откровенная травля епископа Иринея — с провокациями, доносами, ложными обвинениями в подстрекательстве к бунту. Он был вынужден уехать в Псков, а по его "делу" началось следствие.
В 1842 году в Ригу был направлен епископ Филарет (Гумилевский), который до этого являлся ректором Московской Духовной академии. История повторилась: он был встречен, мягко говоря, недоброжелательно, хотя многочисленные инструкции Священного Синода строго ограничивали его деятельность. При нем в Риге было открыто право-славное Духовное училище с обучением на латышском и эстонском языках, на которых начинается издание богослужебной и богословской литературы.
Самостоятельная Рижская епархия была учреждена в июле 1850 года при епископе Платоне (Городецком). При нем же при Рижской кафедре основывается Петропавловское братство, которое вплоть до Первой мировой войны строило церкви, от-крывало церковно-приход-ские школы, содержало учительскую семинарию, помогало нуждающимся.
К середине 1860-х годов собор и построенная к тому времени большая каменная Александро-Невская церковь уже не могли вместить всех желающих попасть на богослужения. При епископе Вениамине (Карелине) начинается сбор средств на строительство нового собора.
После войны вновь начались атеистические гонения
По ходатайству владыки казначейство выделило на эти цели 900 тыс. рублей — огромную по тем временам сумму. Строительство нового кафедрального собора во имя Рождества Христа Спасителя было завершено при Преосвященном Донате, епископе Рижском и Митавском, и храм был освящен 23 октября 1884 года.
Вскоре почти в самом центре Риги из приюта для девочек и пожилых женщин, составивших затем женскую общину, возникает Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, основательницей которого стали М. Н. Мансурова и ее дочери — фрейлины Высочайшего Двора Наталья и Екатерина (в монашестве Сергия), ставшая вскоре первой игуменьей обители.
Годы лихолетья и первый мученик
В Первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Все вывезти было невозможно, поэтому после взятия Риги немцы стали без стеснения грабить православные храмы. В Германию увозились уникальные произведения искусства, колокола снимались для переплавки.
В 1919 году власть в Риге временно захватили большевики, которые тут же расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Риж-ской епархией. По всей территории Латвии начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.
В конце года большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. Но надежды Православной Церкви на государственную поддержку оказались напрасными: при попустительстве властей церковные здания стали самочинно захватывать представители других конфессий.
Все надежды возлагались на прибывшего в Латвию Высокопреосвященнейшего Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Он сразу же столкнулся с жестким противодействием новых властей и сам был вынужден поселиться в подвале Христо-Рождественского собора, так как его резиденцию — архиерейский дом — захватила католическая курия. Владыка занял жесткую позицию, не раз обращаясь к властям с письмами, где указывал на беззакония по отношению к Православной Церкви. Он добился, что сейм несколько раз обсуждал вопросы воз-вращения православным верующим Алексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петропавловского храма и другой не-движимости; однако острые дебаты в сейме не дали никаких результатов.
В начале 1930-х годов в отношении владыки Иоанна развернулось открытое пре-следование, завершившееся злодейским убийством в ночь на 12 октября 1934 года. Это произошло на архиерейской даче близ Кишэзера. Архиепископа обнаружили связанным в мезонине горящего здания. В обожженном теле были две пулевые раны в области живота и позвоночника. По данным экспертизы, его жгли заживо, когда он еще дышал. Преступление впоследствии так и осталось нераскрытым. Убийство архипастыря потрясло жителей Латвии.
В конце ХХ века св. Иоанн (Поммер) был введен Русской Православной Церковью в сонм новомучеников. Рака с нетленными мощами святителя установлена в одном из пределов Христо-Рождественского собора.
Однако даже смерть владыки Иоанна не остановила антиправославные силы в их действиях против нашей Церкви. Под давлением и при непосредственном участии властей по указке из-за границы (больше всего к этому приложила руку Великобритания) началось целенаправленное осуществление перевода Латвийской Православной Церкви под юрисдикцию Константинополь-ского Патриарха.
О том, что это деяние имело под собой прежде всего политическую подоплеку, говорят суета и спешка, с которыми оно готовилось. Священник из Даугавпилса протоиерей Августин Петерсон сразу же после собора
19 марта 1936 года был утвержден в качестве митрополита и лишь через два дня пострижен в первую ступень монашества. Митрополичье служение Августина Петерсона началось с интенсивного посещения приходов. После богослужения там устраивались щедрые трапезы, на которых возносились здравицы в честь тогдашнего самопровозглашенного президента Латвии Карла Улманиса.
Однако сам митрополит, несомненно, понимал незаконность своего статуса и через некоторое время принес покаяние исконной матери-Церкви. Он был прощен Собором православных епископов, а Латвийская Православная Церковь осталась под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Вскоре Латвия стала республикой в составе Совет-ского Союза, начались атеистические гонения против православных священников, которые тогда шли по всей стране. Многие были арестованы и сосланы в северные лагеря для "перевоспитания" в социалистическом духе.
Не могла улучшить положение и оккупация Латвии немецко-фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны. После нее, по данным уполномоченного по делам религии, из имевшихся 164 храмов осталось 138, из них многие были в плачевном полуразрушенном состоянии.
После войны вновь начались атеистические гонения. Многие храмы закрывались или переоборудовались под светские помещения, как, например, рижский Петропавловский собор, который по сей день остается концертным залом.
Странную позицию заняли представители других конфессий, предъявлявшие свои претензии на православные церкви. После того как властям, столкнувшимся с решительным сопротивлением прихожан, в середине 1960-х годов не удалось закрыть Иоанновский храм, гонения обрушились на Казанскую церковь. Она сначала была закрыта, а затем передана… католической курии и с января 1970 года по сегодняшний день действует как костел.


Продолжение следует.

 

Дмитрий Осипов

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви - горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа.

 

Св. Феофан Затворник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.