Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (92) ноябрь

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

 

Другие древние

 

Когда мы читаем тексты, дошедшие до нас из древнего мира (например, Библию), мы, конечно, понимаем, что жизнь в те времена была не совсем такой, как сегодня. У людей тогда не было электричества, автомобилей, современной медицины. В жизни было куда меньше комфорта и больше опасностей. Но в целом ведь они жили точно так же, как и мы: любили и ненавидели, рожали и воспитывали детей, защищались от врагов, трудились ради благополучной жизни, иногда болели и в конце концов умирали. Отличались только внешние детали... Или не только они?

 

Андрей ДесницкийКонечно, представление древних о мире во многом отличалось от нашего. И здесь даже не нужно вспоминать о шарообразной земле и тому подобном, ведь в нашей повседневной жизни практически ничего не меняется от того факта, что планета шарообразна. Но в древние времена у людей были несколько иные представления даже о том, что у нас было с ними общего — например, о жизни и смерти. И если мы не будем этой разницы учитывать, мы просто многого не поймем в их жизни и в текстах, которые они нам оставили, в том числе и в Библии. Всех различий не перечислить, но назову хотя бы некоторые, из числа самых значительных.

Страдания и избавление

Жизнь полна страданий, мы все прекрасно это знаем. Но мы привыкли и к другому: любые страдания должны быть немедленно прекращены или хотя бы смягчены. Самый простой пример — анестезия при операции, которая стала применяться только в XIX в. Но к такому же подходу мы привыкли и в остальных областях жизни: если люди пострадали во время стихийных бедствий или аварий, к ним уже спешат отряды спасателей, а если они лишились имущества, им обязательно будет выплачена компенсация. Иначе и быть не может; если местные не справляются, как было на Гаити, на помощь приходит весь мир.

В древности не было ни МЧС, ни даже пенсий и пособий, а вот бедствий было не меньше. Это не значит, что люди не помогали друг другу — но они совершенно не рассчитывали на помощь сверху. Об этом рассказывает книга Руфь: две женщины остались без средств к существованию, их пожалел родственник по имени Вооз, и поступил он правильно и хорошо — но он сам решил так поступить, его к этому никто не принуждал. Если бы он принял другое решение, перед женщинами встала бы реальная перспектива голодной смерти.

Зло и страдания всегда вызывали у людей негодующие вопросы. В книге Иова мы видим, как возмущается невинный страдалец: с его точки зрения, праведники не должны терпеть бедствий, как и злодеи не должны благоденствовать. Но Иов не задает вопроса, который приходит в голову многим современным людям: если Бог всеблаг и всеведущ, как же Он вообще допускает страдания в этом мире? С точки зрения таких людей, Бог должен вести себя как идеальные органы опеки: обеспечить человека всем и уберечь его от любых случайных происшествий. Если Он этого не делает, значит, или не хочет, или не может. Какой же Он тогда всеблагой и всемогущий!

В таком случае остается только спросить: а как вы представляете себе мир, в котором вообще нет страданий? Мир, в котором в принципе нельзя упасть и сломать руку, нельзя причинить вред или нанести оскорбление другому человеку? Вот как конкретно должен он выглядеть? Если задуматься, у нас получится что-то вроде обшитой мягким поролоном одиночной палаты для буйнопомешанных, в которую санитары-ангелы приносят в положенное время еду на пластиковых тарелочках. Лично я ни за что не хотел бы жить в таком абсолютно безопасном мире, и я очень рад, что Бог дает нам возможность жить в мире, полном опасностей и вызовов, доверяет нам свободу принятия решений и не отнимает ответственности за них.

В древности вопрос «почему Бог не отменил сразу всех страданий?» показался бы настолько же бессмысленным, как и вопрос «почему из родника течет вода, а не вино, и почему печеный хлеб не растет на деревьях?» Так уж устроен мир, что в нем есть зло, это очень хорошо представляли себе люди, у которых не было анальгина и которых при неурожае ждал самый настоящий голод. Вопрос в другом: поможет ли мне Бог в том зле, которое обрушилось на меня и моих близких, и если нет, то почему. А это уже совсем другой вопрос, он подразумевает не абстрактную претензию к абстрактному Богу, а вполне конкретные личные отношения с Ним. И вся Библия, собственно, говорит о том, как Бог избавляет человека от зла и что нужно делать, чтобы не лишиться Его помощи.

О смерти близких

Одной из самых больших трагедий, которую к тому же невозможно предотвратить, является для нас смерть близких. Но если мы не можем ее избежать, мы, по крайней мере, прячемся от нее: даже на похоронах старого человека говорят о смерти как о какой-то нелепой случайности, подменяют жестокую реальность описательными выражениями вроде «от нас ушел» или «спи спокойно». Главным здесь оказывается наш собственный мир, из которого выпал дорогой и любимый человек. Но в библейские времена о таком говорили: «приложился к народу своему», «лег с отцами своими».

Вот еще одна очень важная деталь: первичен тогда был народ, а не отдельный человек. Человек, впрочем, и не мог бы выжить один, без народа: в одиночку не построишь селения, не выкопаешь колодец, не отобьешься от набега врагов. Соответственно, каждый человек принадлежал к определенному народу, в рамках этого народа — к определенному племени, к роду внутри племени и к «дому отца» внутри рода. Принадлежность к каждой группе определялась общностью происхождения: «сыны Израилевы» были потомками одного-единственного человека по имени Израиль — по сути, родственниками. И поэтому людей древности совершенно не удивляла коллективная ответственность племен и народов — если в городе творятся безобразия, значит, все несут свою долю ответственности, и если перейдут определенный предел — все будут наказаны. Удивляться можно было скорее тому, что, решив погубить Содом, Господь вывел из него Лота и его родных. Да и то — не в последнюю очередь потому, что сам Лот был не местным, а племянником великого праведника Авраама.

Именно поэтому Ветхий Завет уделяет такое внимание всевозможным родословиям: если мы в родстве, важно знать, кто кем кому приходится. И вместе с тем та же книга Бытия представляет все человечество как родственников, пусть и очень далеких. Сначала все люди произошли от Адама и Евы, а потом, после Потопа — от Ноя и его жены. Сегодня мы лишь отчасти возвращаемся, благодаря трудам ученых, к тем же самым представлениям: согласно теориям генетиков, все ныне

Зло и страдания всегда вызывали у людей негодующие вопросы
живущие люди являются потомками одной женщины и одного мужчины, и эта весть звучит сенсацией в мире, где все привыкли быть друг другу чужими, где не помнят имен своих прадедов и прабабок. Но три тысячи лет назад это была азбучная истина: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван... От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10:1—5). Все по отдельности, все на своих местах, но все — кровные братья.

А смерть, как мы видели, воспринималась тогда как естественное завершение жизни, особенно если человек умирал, «насытившись днями», как тот же Иов, — впрочем, и мы обычно готовы признать достойным завершение жизни в столетнем возрасте, к примеру. А вот смерть ребенка кажется нам страшным бедствием, так оно было и в древности — но в те времена она не казалась бедствием исключительным. В отсутствие современной медицины до взрослого возраста доживала примерно половина новорожденных, и совсем уж единицы достигали старости. Это были действительно особые люди, умудренные опытом, избежавшие множества опасностей в этой бурной жизни, у них было чему поучиться. Потому в любом древнем обществе так высоко ценили именно стариков, седина в книге Притчей сравнивается с царским венцом (Притч 16:31), и наши предки не поняли бы, зачем мы стараемся закрасить ее.

Восприятие хода истории

И в восприятии самого хода истории наши ориентиры поменялись. Мы привыкли к стремительному техническому прогрессу: наши дедушки когда-то привыкали к телевизору, родители — к компьютеру, мы — к интернету, а с какими новшествами столкнутся в своей жизни наши дети и внуки, даже невозможно себе представить.

В древнем обществе высоко ценили именно стариков

Человек в древности не ждал от будущего постоянного прогресса и нескончаемой новизны. Он надеялся, что посеянные зерна дадут добрый урожай, что дети вырастут и старость будет благополучной. Но все это было скорее продолжением и завершением уже существующих вещей, а не чем-то новым. Зато человек той поры обращал свой мысленный взор не к будущему, а к прошлому. Именно там, в жизни предков, черпал он мудрость и силы, там произошло все самое главное, что определяло его жизнь, и главной задачей было это главное сохранить и по возможности приумножить.

Но это не значит, что древний человек был обязательно слепым консерватором, не желающим ничего менять в своей жизни. В конце концов, все главные открытия нашей жизни, от колеса до поэзии, сделали первобытные люди! «Воспойте Господу новую песнь» (Пс 97:1), — призывает псалмопевец, и не раз еще говорит он об этой новой, самой лучшей и самой главной песни. Но в том-то и дело, что воспевать по-новому нужно Господа, а вовсе не каких-то новых, чуждых богов, и воспевать именно потому, что с Господом связана вся история израильского народа и самого молящегося. Человек нового времени больше привык к тому, что все те же старые песни на новый лад воспеваются новым идолам — политикам и бизнесменам, музыкантам и актерам... И ему кажется, что уж в этот-то раз старые песни будут о главном.

Но, может быть, это не повод вздыхать о порче нравов, а, скорее, повод взять из этого прошлого, и порой очень древнего прошлого, то, что подойдет для настоящего.

Древняя премудрость

Да так, на самом деле, и происходит. Сегодня мы видим стремительный технический прогресс, уважение к частной жизни человека, развитую систему государственной социальной помощи — пусть не всегда это хорошо работает на практике, но хотя бы в теории люди оценили и приняли эти вещи, провозгласили их важными для себя. По этой причине давние предки кажутся им порой дикими и грубыми, а их жизнь — примитивной, лишенной радости. Но это совершенно не так, и более того: мы бы не обладали всеми этими замечательными дарами дня сегодняшнего, если бы над ними не потрудились наши предки. Как именно это происходило, нам рассказывает множество древних книг, и первой из них, разумеется, стоит назвать Библию. Не случайно ведь и в ней сказано: «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл 1:10).

По материалам журнала «Отрок.ua»

№ 5 (53) 2011 г.

Публикуется с сокращениями

 

Андрей Десницкий

Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия.

 

Св. Игнатий Брянчанинов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 9

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.