|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (93) декабрь |
|
|
Рядом с нами
Как и Калининградская епархия, Клайпедское благочиние Виленской и Литовской епархии Русской Православной Церкви — сравнительно новое образование. Возглавляет его настоятель клайпедского храма св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Владимир Артамонов, побывавший в Калининграде на международном семинаре-конференции «Образ в слове и слово в образе». Она проводилась в рамках традиционных Рублевских образовательных чтений. Их зачинателем и бессменным организатором является Клайпедская основная школа им. Андрея Рублева, директором которой также является о. Владимир. На примере наших ближайших соседей интересно было узнать, чем живут православные в Литве, где основную массу верующих составляют католики.
— Отец Владимир, совсем недавно в вашей епархии было объединенное Каунасско-Клайпедское благочиние. С чем связано выделение Клайпеды в отдельный округ?
— Дело в том, что раньше наше благочиние было самостоятельным, но в 2005 году нас объединили с Каунасом, так что сейчас просто все вернулось на свои места.
— Тогда почему произошло объединение шесть лет назад?
— Это внутриепархиальные дела. Вы знаете, сейчас у нас на кафедре новый правящий архиерей — митрополита Хризостома сменил архиепископ Иннокентий. А во-вторых, что касается Клайпеды, то создание благочиния связано еще с печальным моментом. Незадолго до этого, примерно год назад, умер прежний благочинный, который в период объединения находился в немощи. А спустя некоторое время скончался и наш действующий благочинный Каунасско-Клайпедского благочиния. Так что сыграли свою роль и структурный, и личностный моменты.
— Таким образом, возглавили вы благочиние недавно. А когда начался ваш путь служения в церкви?
— Это случилось в 1997 году. Сначала я был рукоположен в диаконы, а потом примерно спустя год — в священники.
— А до этого были простым мирянином? Как сложилось, что приняли решение стать священником?
— В клайпедский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии стал ходить, как только он открылся, пел на клиросе. Когда настоятель предложил принять священнический сан, я не нашел оснований, чтобы отказаться.
— Но все же вы не простой мирянин — директор общеобразовательного учреждения. И вдруг становитесь священником. У нас в России такие примеры лично мне просто неизвестны. Я не имею в виду православную гимназию, тут все понятно. Не возникало ли недоразумений с представителями власти, курирующими процесс образования в Литве?
— Могу сказать, что владыка Хризостом, прежде чем благословить меня на пастырское служение, этот вопрос изучал очень внимательно. Беседовал по этому поводу чуть ли не с премьер-министром и получил вполне удовлетворительный ответ: моя светская должность нисколько не препятствует принятию сана.
— И что же окончательно подтолкнуло вас к решению принять сан? Были директором, судя по странице в Интернете, довольно престижного учреждения образования… Уважение коллег, общества, просто окружающих людей… Многих такое положение вполне устраивает.
Уважение и доверие, согласитесь, несколько разные понятия |
— Я не могу привести никаких рациональных оснований, почему я пошел на такой шаг. Просто к этому моменту я себя уже не видел вне Церкви. Была уверенность, что так должно быть и если Господь призывает, то я просто должен откликнуться.
— Кстати, такой момент, батюшка: как восприняли ученики то, что вы стали священником, впервые увидев вас в облачении, на службе в храме? Не было у вас ощущения какого-то дискомфорта: мол, что они скажут, или что скажут коллеги?..
— В течение всей жизни я всегда преодолевал себя и в какой-то степени при этом испытывал дискомфорт, так что чего-то непривычного в моем новом состоянии не было.
— Священник во главе школы — это всегда большой плюс. Но, я так понял, семинарию вы не заканчивали.
— Так получилось, что и директором школы я стал не по призванию, то есть специально себя к этому никогда не готовил и даже не думал об этом. Можно даже сказать, наоборот — стремился избежать какого бы то ни было директорства. Но все в нашей жизни делается по промыслу Божию.
Я поступил в художественное училище, а после завершения учебы был распределен именно директором художественной школы в город Пензу. Я долго откручивался, но не смог что-то противопоставить намерениям руководства образования.
Потом переехал в Клайпеду и опять стал директором, теперь уже общеобразовательной школы. Потом стал священником, но и тут от своеобразного «директорства» не ушел — спустя некоторое время стал благочинным.
— Вернемся к делам Клайпедского благочиния. Что оно представляет собой сейчас?
— У нас в настоящее время служат восемь священников, дьяконов нет. На территории благочиния есть 11 храмов. По крайней мере, три из них, к сожалению, это храмы без приходов. Они находятся в удаленных от города сельских районах. Раньше там были довольно большие приходы, но сказалась общая демографическая ситуация — люди покидают деревни, переселяются в города. В России схожее положение.
— Что представляет собой храм, настоятелем которого вы являетесь?
— Он находится в помещении той самой школы, где я являюсь директором. Открыт он был в 1994 году. Дело в том, что в единственном на то время клайпедском православном храме Всех русских святых просто уже не хватало места для молящихся. Священство всесвятского храма выступило с инициативой создать храм при школе, и ее поддержал владыка Хризостом. Арендовали в школе один из больших кабинетов, часть коридора, усилиями прихожан было произведено переоборудование этих помещений. Самая первая служба состоялась 4 января 1995 года.
— Я так понял, городские власти не препятствовали созданию храма при учреждении образования?
— Они и сейчас не препятствуют. Могу даже сказать, что власть с расположением смотрит на нашу деятельность. Но некоторые положения существующих в Литве законов мешают придать нашему храму большую юридическую определенность, закрепить помещение за приходом. То есть имеются некоторые нюансы.
— Почему бы не построить в Клайпеде новый храм в традиционном русском стиле, как в Паланге, например, — во имя Иверской иконы Божией Матери?
У меня много связано с Калининградом |
— Этот храм был открыт всего через полгода после нашего, и также в школе. Но школа была закрыта из-за уменьшения количества учащихся. Тогда Палангский приход и начал строительство. Храм был возведен достаточно быстро, всего за два-три года. В это время наш приход стал инициатором строительства в Клайпеде. Начались работы по подготовке проекта, его общественное обсуждение. Сооружение храмового комплекса затянулось на 10 лет, в том числе и по той причине, что он гораздо масштабнее, чем храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Сейчас ведутся завершающие работы. В строительстве помогают многие люди, в том числе и ктитор храма в Паланге.
— То есть новый храм в Клайпеде практически построен?
— Это Покрово-Никольский храм, он находится в другом конце города.
— Сколько прихожан посещают православные храмы в Клайпеде? Я имею в виду не только большие праздники, такие как Пасха или Рождество Христово, но обычные воскресные дни.
— Я думаю, что семьсот-восемьсот человек. Может быть, не так много, но, надеюсь, с завершением строительства нового храма их число увеличится.
— На конференции затрагивалась тема доверия к священникам со стороны мирян. Вы даже заметили по этому поводу, что уважение к людям священнического сана свойственно литовскому менталитету или, скажем так, менталитету христиан католического вероисповедания.
— Я в своем кратком выступлении недаром сказал именно об уважительном отношении к священнику. Уважение и доверие, согласитесь, несколько разные понятия. Уважение — да. Оно присутствует на всех уровнях общества. Говоря о теме прошедшего в Калининграде в рамках Рублевских чтений семинара о катехизации в системе религиозного образования, должен отметить, что в нашей епархии этот вопрос тоже начал исследоваться. И в этом смысле участие в обсуждении проблемы было очень важным. Касательно катехизации у нас я прежде всего имею ввиду русскую, потенциально православную часть населения. Обращение в нашу церковь католиков — это все же исключение из правил.
— Калининградская область и Клайпедский уезд Литвы — близкие соседи. Часто здесь вы бываете?
— Приезжал раз пятнадцать в этом году. У меня много связано с Калининградом, здесь живет моя внучка, в этот раз с ней встретиться, наверное, не удастся. В большинстве своем эти приезды связаны, с контактами между нашими соседними епархиями. В том числе и по совместному проведению Рублевских образовательных чтений. Наша школа имени Андрея Рублева является инициатором их проведения, в этом году они проводились уже в восьмой раз. Постепенно сложился серьезный круг участников. А года четыре назад я познакомился с Людмилой Григорьевной Дорофеевой. Она со своими единомышленниками просто подает пример в деле христианизации образования. Это в наше время довольно редкое явление. Таким образом постоянным участником Чтений стал Калининград. Это и епархия, и ваш университет им. Канта, и Калининградский областной институт развития образования. Для нас это явилось очень серьезной поддержкой и большой радостью. Благодаря Людмиле Григорьевне на чтения стали приглашать ученых. В прошлом году это было довольно масштабное мероприятие, — началось оно в Калининграде, потом продолжилось в Клайпеде и Вильнюсе.
Также мы поддерживаем тесные связи с вашей православной гимназией, сами приезжаем на Дни свв. Кирилла и Мефодия. Гимназия участвует в различных мероприятиях, которые мы проводим, в том числе в международном конкурсе детского рисунка «Славянский родник».
— В этом году в Калининград был привезен Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря. Удалось поклониться святыне?
— Конечно, приезжал сюда вместе с прихожанами. Нас приняли очень радушно, можно сказать, на руках пронесли к этой великой христианской святыне. И мы благодарим за это всех организаторов.
Беседовал Дмитрий Осипов
|