Давно известно, что Рождество Христово — это не только один из важнейших христианских праздников, но и яркое культурологическое событие в современном мире, уходящее корнями вглубь времен.
Что же означает Рождество Спасителя в мир с точки зрения Православной Церкви? Какова история возникновения этого праздника? Какие церковные и народные обычаи ему сопутствуют? И почему свет Христов просвещает всех? Об этом наше размышление.
Евангельские события Рождества Христова
С Рождением Господа Иисуса Христа связаны чудесные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы. В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота (Лк 2:7).
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:14). И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах — волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, которого ждал ветхозаветный иудейский народ.
Церковное предание сохранило имена трех восточных волхвов: Гаспар, Мельхиор и Валтасар. В Евангелии говорится о том, что они направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит, и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф 2:8).
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
История праздника
Священное Писание, излагающее обстоятельства рождения Иисуса Христа, не указывает год и день свершения великого События. Евангелие от Луки сообщает о рождении Христа во времена римского императора Августа и правителя Сирии Публия Квириния, который и объявил обязательную перепись населения, в которой согласно Евангелию участвовало Святое Семейство.
Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк 2:4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния.
Несмотря на историческую неясность в отношении даты рождения в мир Спасителя, установление празднования Рождества Христова относится уже к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя.
Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой — православный.
И вот Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления.
Первоначальным основанием для празднования 6 января Рождества Христова (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, шестой день первого месяца года.
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25 декабря и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря попадал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день явления (рождения) непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.
И вот уже в VII—VIII веках христианам известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом их виде. В Х веке имелись уже службы предпразднства и попразднства. А в XI—XII веках служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на Востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.
Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI—IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.
Празднование Рождества Христова
Праздник Рождества Христова занимает в Православной Церкви особое место. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.
По уставу, со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие различные смысловые аспекты грядущего праздника.
За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом. Этих рождественских рассказов четыре — по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий — от Матфея, от Марка и от Луки.
Наконец, день самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.
Традиция празднования в России, Украине и Белоруссии
В каждом празднике, будь он церковного или государственного календаря, есть своя неповторимая изюминка, присущая только этому празднику. Так, на Пасху принято печь куличи и красить яйца, на Новый Год у нас наряжают ель, а вот неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются «рождественские вертепы».
Рождественский вертеп — это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов — группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
Рождественские святки — это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением в мир Бога Младенца: «Христос родился — славите!». Во многих школах и детских садах проходят рождественские утренники. Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием… Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу… Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают — и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
Вертепы бывали разные — большие и маленькие, куклы делались довольно просто: вырезались из дерева, заготовки раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.
В дореволюционной России вертепы можно было увидеть на ярмарках. Здесь за умеренную цену можно было купить билет на представление. Сами представления состояли из двух частей: в первой рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами.
В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И, как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.
Рождество в западных странах
В иерархии праздников Римско-Католической Церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за четыре воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным католикам во время Адвента рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового «покаянного» цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю — как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.
Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеют определенную тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье же воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
В западной христианской традиции Рождество Христово встречается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа от Отца, затем от Пресвятой Богоматери и, наконец, в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа.
Необходимо отметить, что, несмотря на единую христианскую традицию, в разных западных странах, с учетом местной национальной культуры, Рождество Христово приобретает свои уникальные черты празднования. Сразу стоит сказать, что для западных людей Рождество — это в большей степени именно семейный праздник, поэтому и традиции празднования Рождества на Западе в основном связаны с домом и семейной трапезой.
Чехия
Вечером 24 декабря чехи с особой тщательностью наряжают елки. Это время суток они называют щедрым. По традиции, все члены семьи сначала для поднятия настроения дарят друг другу подарки и только потом все вместе садятся ужинать. Обязательное рождественское блюдо в Чехии — карп. Его непременно покупают еще живым, даже пускают поплавать в ванную на какое-то время, а потом запекают с тмином.
Венгрия
Венгры в Рождество уделяют большое внимание церковной службе и пению в рождественский вечер и день. К праздничному рождественскому столу они готовят обильно приправленную пищу: рулеты с грецкими орехами и маком, вареники с медом и маком, бисквиты с тмином, кунжутом и анисом.
Австрия
В Австрии принято украшать елку не игрушками, а шоколадом и мармеладом. За ужином сначала едят национальный суп-лапшу, а на второе — карпа. Во время трапезы австрийцы не закрывают входные двери, потому что в любой момент к хозяевам могут присоединиться друзья и просто знакомые. В рождественскую ночь принято облачаться в лучшие костюмы и платья.
Польша
Если семья чтит обычаи старины, то во все четыре угла ставят необмолоченные снопы хлеба, под скатерть кладут сено, а на праздничный стол ставят особый прибор — в память о почивших членах семьи. Считается, что в этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым, поэтому на семейный ужин приглашают знакомых одиноких людей.
Германия
Для немцев праздник Рождества является одним из официальных государственных праздников. Немцы с присущей им педантичностью готовятся к празднованию Рождества около месяца. За четыре воскресенья до Святого Вечера о грядущем празднике вспоминает каждый христианин: отмечается первый Адвент. Во многих немецких домах в этот день зажигается первая из четырех свечей на заранее приготовленном нарядно украшенном венке, и самые близкие друзья усаживаются за празднично накрытый стол, чтобы отведать традиционный рождественский дрожжевой кекс «штоллен» с душистыми пряностями, изюмом, цукатами.
Обычно накануне первого Адвента начинают работать рождественские базары. В разных городах страны разворачиваются почти три сотни таких ярмарок. При этом самый главный рождественский базар Германии, по традиции, организуется в старинном германском городе Нюрнберге, куда устремляются тысячи гостей со всех концов Земли.
Для немцев Рождество — это и традиционный семейный праздник. После рождественской службы семья усаживается за праздничный стол, украшением которого является традиционный гусь с яблоками и капустой. Закрываются окна и двери, начинается Святой Вечер, когда каждый стремится оказаться в кругу самых близких людей, насладиться радостью общения друг с другом.
В Рождественское же утро вся семья отправляется в кирху на торжественное богослужение. Причем на праздничную утреннюю мессу приходят как те, кто являются постоянными прихожанами, так и те, кто в течение года в церковь ни разу и не заглядывал. Рождество Христово, что называется, объединяет всех.
Соединенные Штаты Америки
Американцы, наверное, та нация, которая больше всех получает и дарит подарков на Рождество. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь дети получают сюрпризы еще и от Санта-Клауса. В небольших городах Америки принято ходить друг к другу в гости и всем вместе распевать рождественские песни.
Самое же главное рождественское событие США происходит в столице страны — Вашингтоне. По традиции, ведущей свое начало с 1924 года, американский президент в день Рождества зажигает огни на главной рождественской елке страны, что означает приход праздника на североамериканский континент.
Испания
Очень весело отмечают праздник в Испании. Центральные улицы Мадрида, Барселоны и других городов 25 декабря до отказа забиты испанцами, одетыми в национальные костюмы и поющими песни. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа в храм и танцевать, взявшись за руки.
Церковь, несмотря ни на что, посещают практически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное время проводят в компании друзей и родственников за праздничным столом.
Свет Христов просвещает всех!
Рождество Христово, словно ярким светом благой вести о родившемся Спасителе мира, освещает нашу жизнь, — жизнь каждого человека, кто готов воспринять эту весть в свой внутренний мир и пронести ее через все сомнения и разочарования, стремления и надежды.
Мы с замиранием сердца, словно те три волхва, пришедшие больше двух тысяч лет назад в Вифлеем за яркой звездой, ожидаем в течение всего времени Рождественского поста пришествия в мир Богомладенца Христа. И пусть этот духовный свет, зажженный вифлеемской звездой, не гаснет в наших сердцах, а передается всем нашим близким, родным и просто окружающим нас людям, чтобы радость о родившемся Спасителе наполнила весь мир.