«...Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Вот и прошло долгое время духовного приуготовительного испытания православного христианина – Великого Поста, Святой Четыредесятницы, предваряющего самый главный Праздник Святой Церкви – Пасху Господню. И как всякий путник, шествующий своим путем, и с нетерпением ожидающий встречи с родным домом, так и христианин, идя поприщем Великого Поста, всем своим существом ожидает встречи с Воскресшим Спасителем – целью и средоточием христианской жизни. Встречая Христа Воскресшего, обратим свои мысли к содержанию и смыслу самого главного события человеческой истории – Дню нашего спасения Сыном Божиим.
История Праздника
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства под предводительством пророка Моисея, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя младенцев в живых.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение (переход) от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «...Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Воскресение Христово стало для христиан новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Праздник Пасхи установлен еще в апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприемлемым праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Смысл и духовное содержание Праздника
Пасха Христова — торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Спасителя Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о Воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о Воскресении Христа показался им странной нелепостью.
Но ведь в проповеди апостола Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и Воскресением Он привел к жизни каждого, для кого Событие, произошедшее в погребальной пещере под Иерусалимом, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного будущего воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Значение Воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Святой апостол Павел со страниц Священного Писания говорит нам о том, что: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:7). Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:25-27).
И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк 24:45,44). «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк 24:46-48).
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: «Се бо прииде Крестом радость всему миру!» - поем мы в пасхальной песни «Воскресение Христово видевше».
Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым - совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной.
Иконография Пасхи
События, связанные с земной жизнью Сына Божия запечатлены не только в письменах Евангелия, но и в богословии образа – православной иконографии. Но как нам это не покажется странно, самое главное событие Евангельской истории – Пасха Господня в православной иконографической традиции не имеет никакого точного изображения. Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая Западная версия, лишь в послепетровское синодальное время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Таким образом, пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.
«Сошествие во ад» являет нам, как совершается победа Христова: не силой и не магически-авторитарным воздействием, но — через максимальное «Самоистощание», самоумаление Господа. Ветхий Завет повествует, как Бог искал человека. Новый Завет, вплоть до Пасхи, нам говорит, как далеко пришлось пойти Богу, чтобы найти все же, Своих детей.
Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть.
Главный смысл иконографии Воскресения — сотериологический, т.е., относящийся к нашему спасению. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).
Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и нелюбви. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.
Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников – совершить подлинный духовный Исход, ветхозаветный прообраз которого нам известен из одноименной книги Пятикнижия Моисеева.
Пасхальное богослужение
Нет более радостного и светлого богослужения в Православной Церкви, чем служба Пасхи. И это вполне понятно – ведь Церковь празднует Праздник Спасения, Праздник Победы Господа над смертью и диаволом, много тысяч лет до этого державшего отступившее от Бога человечество в своём рабстве. С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу Израиля, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова – ночь избавления от рабства диаволу. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до праздника Вознесения Господня.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, это шествие Церкви навстречу Воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери, и молящийся народ с духовенством торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.
В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоуста», которое описывает торжество и значение Пасхи. Ночное пасхальное Богослужение пронизано удивительной радостью и ни с чем несравнимым оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.
После Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся причащаются Тела и Крови Христовой.
Обычай же приветствовать друг друга в Пасху словами «Христос Воскресе!» очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся апостолам Христовым, которые по воскресении Его радостно свидетельствовали, что «Господь истинно воскрес» (Лк 24:34). В кратких словах «Христос Воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения.
Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем радости, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. С пасхальным приветствием соединено и лобзание, это древнее, идущее еще от апостольских времен, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается во дни Пасхи. О святом лобзании в эти дни так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
О некоторых традициях Пасхальной трапезы
Традиционно, православные христиане встречают Праздник Пасхи торжественным и радостным богослужением, за которым следует разговление после пищевых ограничений Великого Поста. При этом на праздничной трапезе православного христианина обязательно присутствуют крашеные пасхальные яйца, куличи и творожные пасхи, а в Царских вратах алтаря храма, вплоть до субботы Светлой Седмицы устанавливается освященный особым чином хлеб – артос, который разделяется и раздается верующим православным христианам.
Слово "артос" переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая. Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании раздается народу как святыня.
Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец - это символическое изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется еще одно древнее церковное предание. Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Богородицы в напоминание о постоянном общении с ней, а после трапезы делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название "Чин о Панагии", то есть воспоминание о Богоматери. В приходских храмах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Традиция же вкушать за пасхальным столом испеченный кулич и творожную пасху также имеет непосредственное отношение к первым векам истории Церкви Христовой. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.
Творожная пасха (в Требнике – «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
О красных крашеных яйцах следует сказать следующее. Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).
О нашем призвании
Христос победил смерть. За трагедией смерти первого ветхого Адама следует Триумф Жизни Второго Нового Адама – Господа нашего Иисуса Христа. После Своего Воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет. Нет места бесконечной скорби при расставании с усопшими родными и близкими. Смерть стала переходом из одного мира в другой, из жизни земной в жизнь вечную.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о Воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»
Православный христианин призван нести эту евангельскую пасхальную радость, заповеданную Самим Спасителем, всем людям, потому как по слову Господа: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матф.5:14-16) Пусть Господь зажжет наши сердца огнем пасхальной радости, чтобы осветить этим благодатным светом не только нашу жизнь, но и сердца наших родных и близких, чтобы и в наших глазах светилась хотя бы малая часть того яркого света Воскресения, что озарила Гроб Господень в тихую иерусалимскую ночь почти две тысячи лет назад.