Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Здравствуйте! Православная церковь учит, что Господь посылает человеку болезни за его грехи. В качестве горького лекарства. Но очень часто, даже, не побоюсь предположить, что подавляющее большинство людей этого попросту не понимают. Как Вы думаете, если отец будет просто бить своего ребенка, не объясняя ему за что, и что должен сделать этот малыш для того, что бы ему больше не делали больно, будет ли ему какая-то польза от таких наказаний?

Да, я знаю, что в Новом завете Господь дал максимально возможную информацию для спасения. Но на него масса толкований, причем довольно противоречивых. Что свидетельствует о том, что даже самые духовно чистые и просвещенные люди не могли многого понять.

Как же быть с побитым неразумным ребёнком, которым и являются, по сути, подавляющее большинство современных людей?

 

Отвечает Олег Владимирович Облогин:
Уважаемый Сергей, ваш вопрос, по моему мнению, является ярким образцом подмены понятий, необоснованных предположений, сомнительных метафор и поспешных обобщений. Таким образом, создается ложная парадигма вопроса или неверное представление базовых понятий о предмете, в рамках которых невозможно ответить по существу или докопаться до истины.

Попробую это теперь показать на примере вашего вопроса конкретнее. Итак, базовое утверждение: «Православная церковь учит, что Господь посылает человеку болезни за его грехи. В качестве горького лекарства». Хочется спросить: «А с чего вы это взяли?» Нет такого догматического вероучения.

Эта ваша посылка неверна по своей сути.
Ведь причины болезней могут быть самыми разными. Да, святые отцы оговариваются тут в том смысле, что вообще все болезни пришли в мир после грехопадения человека – как его последствия, а вообще в природу человека вошли страстность, смертность и тленность, - отсюда и болезни.

Но Церковь никогда не учила о том, что после совершенного конкретного греха Бог посылает человеку определенную болезнь или страдания.
Учение Церкви таково, что сам грех постепенно разрушает человека изнутри, меняет настрой его души и тела, препятствует человеку в молитве и в богообщении, и благодать Божья отступает от человека в силу его внутреннего состояния и духовного несоответствия нравственной природе благодати.

В этом смысле Бог человеку вообще ничего не посылает в прямом смысле этого слова, но сам человек и его действия становятся залогом того состояния, в которое приходит его душа в результате грехов или покаяния. А Бог всегда желает человеку только блага, хочет привести его в познание Истины и спасти в вечности.

И по мере своей внутренней готовности человек получает Божие благословение и благодать – в меру готовности принять их и жить ими.
Теперь о метафоре с отцом, который «просто бьет своего ребенка». Я понимаю, что сегодня тема о домашнем насилии сверхактуальна в СМИ и даже на православных сайтах, но все же не стоит вольно или невольно переносить эту болезненную проблематику на отношение Бога к человеку.

Не стоит различные неврозы вводить в православную публицистику или даже в размышления об основах духовной жизни, с тем, чтобы как бы обезвредить их и даже оправдать. Ведь если на минутку принять ваш вопрос как духовную реальность, то так можно и веру в Бога потерять, а себе разрешить весьма многое по принципу: «ну, если Сам Бог так поступает, то чего уже переживать нам грешным».

Лучше разделить общественную проблематику и отношение Бога к нам.
Еще раз повторю, что Бог никого не бьет и не наказывает в прямом смысле слова. Но человек призван сам и свободно определиться по отношению к Господу и Его Евангелию. Свобода человека неприкосновенна.

Теперь по поводу Евангелия. Вот вы пишите о яко бы множестве толкований и противоречии между ними. Знаете, такое заявление нужно уметь подтверждать фактами и правильным пониманием сути вопроса.
Важно отметить, что термин «толкование» правильно будет употреблять в контексте «толкование святых отцов», а для остальных случаев применим термин «комментарии» или «пояснения».

Последние могут предлагаться и не святыми отцами, правда и ценность таких комментариев значительно ниже.
Другими словами «толкования» дают святые отцы Церкви. Теперь позвольте спросить о том, где вы видели «массу толкований, причем довольно противоречивых».

В моем понимании «масса» это хотя бы десять вариантов (неужели вы прочли целых десять толкований на Евангелие – тогда вы просто мудрец несказанный!). И в контексте нашего разговора нас интересует, прежде всего, духовно-нравственный аспект понимания отношения Бога к человеку.

И где вы тут видели 10 разных вариантов такого понимания или толкования? Хотелось бы получить цитаты. Причем именно 10 разных мнений не просто на один-два стиха Священного Писания, а на разные Его места – тоже с десяток. Тогда действительно можно было бы говорить либо о духовной проблеме вероучения, либо о проблеме методологии толкования Священного Писания как такового.

В противном случае все сводится к поспешному и эмоциональному обобщению – и не более того.
С моей точки зрения в Писании, действительно все есть, и толкования святых отцов здесь вполне исчерпывающее.

Для примера, обычно советую начать с св. Феофилакта Болгарского. Только «толкования», с учетом их педагогического аспекта, нужно не просто прочитать, но и применять к своей жизни на постоянной основе, тогда и будет «толк». Иначе все перерастет в «христианскую философию» и бесполезный обмен эмоциями на сайтах и в соц. сетях.

И последнее. Я не считаю верным объявлять всех взрослых людей «неразумными детьми», с которых и спроса, как такового, соответственно, нет никакого. Если вы так завуалировано оправдываете что-то в себе, то да, талантливо написано и даже «пробивает на эмпатию», но очень граничит при этом с манипуляцией и отказом от настоящего покаяния как «изменения образа мыслей и жизни».

Давайте будем считать, что к вам это не относится…. Однако люди есть люди и лукавства им не занимать, а потому всегда нужно стараться трезвиться умом и понимать об ответственности перед Господом за свою жизнь. Ключевое слово здесь «свою». Что толку рассуждать о судьбах мира, которые нам не подвластны?

А вот изменить в своей жизни мы можем, действительно, многое. И дай Бог нам достойно потрудиться и преуспеть на поприще духовной жизни.
Примите совет – перечитайте книгу «Письма Валаамского старца». Многое встанет на свои места.

Храни вас Господь.

 

« предыдущий     следующий »

С протестантизмом, мне кажется, достаточно и догматики. Чтобы увидеть его существо, я ограничусь сейчас только одним и главным утверждением протестантизма: «Человек спасается только верою, а не делами, потому верующему грех не вменяется в грех». Вот основной вопрос, в котором протестанты запутались. Они начинают строить дом спасения с десятого этажа, забыв (если помнили?) учение древней Церкви о том, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что Христос 2000 лет тому назад пришел и все сделал за нас?! В чем же отличие в понимании веры в Православии от протестантизма? Православие тоже говорит, что спасает человека вера, но верующему грех вменяется в грех. Какая это вера? — Не «умовая», по свт. Феофану, то есть рассудочная, но то состояние, которое приобретается при правильной, я подчеркиваю, правильной христианской жизни человека, благодаря лишь которой он убеждается, что только Христос может его спасти от рабства и мучительства страстей... Правильная христианская жизнь как раз и открывает человеку, во-первых, его страсти-болезни, во-вторых — что Господь близ каждого из нас есть, наконец, что Он готов в любое мгновение придти на помощь и спасти от греха. Но спасает Он нас не без нас, не без наших усилий и борьбы. Необходим подвиг, который делает нас способными к принятию Христа, ибо показывают нам, что сами без Бога не можем себя исцелить.

 

Алексей Ильич Осипов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1180]

Всего проголосовало:
3792 человека

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото32

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.